МЕНЮ

       Купить билет

 СР.-ВС. 10.00-18.00

       Музей военной техники

Музей автомобильной техники

8 (343 68) 4-67-84
8 (343 68) 4-72-18
geolocation
Заказать звонок
Заказ обратного звонка
Или оставьте телефон:

Звонок бесплатный, перезвоним в течение 5 минут!

Заказ обратного звонка
Заявка принята, с вами свяжется наш менеджер в указанное время!

В музее автотехники УГМК появился первый советский серийный «лимузин»

05.06.2017 /
В музее автотехники УГМК появился первый советский серийный «лимузин»

В коллекции Музея автомобильной техники УГМК появился уникальный экспонат: первый советский серийный легковой автомобиль высшего класса ЗИС-101, хорошо отреставрированных экземпляров этой машины – единицы.

Первой попыткой создания представительского автомобиля в СССР считается Л-1, разработанный на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде в 1933 году на базе Buick 32-90 (также представлен в коллекции Музея автомобильной техники УГМК), затем вся документация была передана в Москву, заводу имени Сталина, где машина была модернизирована. В итоге ЗИС-101 получил новый кузов с закругленными формами, выдержанный в духе модного тогда стиля «стримлайн». Чертежи кузова, а также штамповая оснастка для его производства были заказаны кузовному ателье Budd в США. Прессы для листовой штамповки были изготовлены там же.

DSC_0014.jpg29 апреля 1936 года первые два предсерийных автомобиля были представлены руководству СССР в Кремле. Ответственность была столь высока, что перед этим в марте шасси, еще без кузова, при отвратительной погоде испытывал лично директор завода Иван Лихачев, совершив поездку в 70 км до Подольска и обратно. В ходе осмотра И.В. Сталин высказал некоторые замечания по поводу отдельных деталей автомобиля и уже 1 мая состоялся второй показ машин с исправлениями, а в июне – испытательный пробег по маршруту Москва-Ленинград-Киев-Москва длиной 2830 км. Автомобиль был готов к серийному производству.

«ЗИС-101 это по-настоящему уникальная и знаковая машина для отечественного автомобилестроения. Об этом экспонате можно рассказывать часами, начина от истории его создания, интерьера, и заканчивая особенностями эксплуатации. Например, для эффективной работы тормозов почти трехтонной машины их механический привод был дополнен вакуумным усилителем. При этом конструкция обладала любопытным недостатком: левые колеса «схватывали» сильнее правых. При резком торможении водитель должен был учитывать эту особенность, чтобы машину не заносило», - рассказал директор музея автомобильной техники УГМК Станислав Чуркин.

DSC_0024.jpgБольшая часть машин окрашивалась в строгий «чиновничий» черный цвет. Однако существовали и другие варианты окраски: синий, белый, кремовый, серый, вишневый, зеленый. Как минимум одна машина была выкрашена в цвет, который сейчас бы назвали серебристо-голубым металликом: для этого в голубую эмаль добавляли алюминиевую пудру. Для того времени такая окраска была действительно уникальной. Салон автомобиля соответствовал его статусу. Как и положено автомобилям такого класса он оснащался перегородкой между передним рядом сидений и пассажирским салоном, дополнительным рядом складных сидений, подставкой для ног, автономным освещением, поручнями на перегородке салона, ручками у задней стойки кузова, рулонными шторками на окнах.

Также существовала модификация ЗИС-101Л, имевшая внутренний телефон для связи с водителем. В обивке пассажирского салона использовалось дорогое сукно, а передний ряд сидений и панели передних дверей обивались черной или коричневой кожей. ЗИС-101 стал первым советским легковым автомобилем с радиоприемником, антенна которого устанавливалась в крыше машины. С началом Великой Отечественной войны в большинстве машин радиоприемники были демонтированы, поскольку любые средства связи рассматривались как потенциальный инструмент шпионажа.

DSC_0032.jpg1-й автомобильный завод им. И.В.Сталина, как и любое другое предприятие СССР, никогда раньше не производил серийно столь сложных автомобилей. Кузов машины имел деревянный каркас из сотен деталей, в котором использовались дуб, лиственница, сосна, ясень, бук, береза. Спроектировавшая его компания Budd руководствовалась стандартами того времени при производстве автомобилей высшего класса – они обычно собирались вручную с тщательной подгонкой каждой детали. Но ЗИС-101 должен был собираться на конвейере, демонстрируя достижения советского автомобилестроения. Наладить сборку настолько сложной машины было чрезвычайно непростой задачей. В 1936 году было собрано лишь 11 автомобилей по обходной технологии, а первый ЗИС-101 конвейерной сборки был собран 18 января 1937 года. Сам конвейер был создан с нуля. Его длина составляла 210 метров, что теоретически позволяло собирать одновременно 30-35 автомобилей. На практике удалось достигнуть цифры в 18 машин за день, но и ее, учитывая сложность машины и отсутствие подобного опыта у людей ее собиравших, можно считать внушительной.

НDSC_0013.jpgе все узлы и агрегаты автомобиля имели должное качество. Высокий процент брака отсеивался еще на заводе, однако и уже собранные машины вызывали нарекания водителей. Во многом поэтому высшее руководство СССР не пересело на советский лимузин. Гараж особого назначения посчитал его технические характеристики «недостаточными». Первые отечественные автомобили высшего класса поставлялись в гаражи наркоматов, обкомов партии, посольства. Использовался ЗИС-101 и в качестве такси. С 1936 по 1941 год было выпущено 8752 автомобиля всех модификаций.